Избегающее поведение в игровых рутинах. Два вопроса специалистам программы Jasper
13 May 2024
Что делать, если ребенок противится введению новой рутины во время игры? Отвечают специалисты программы Jasper.
Дорогой JASPER!
Я работаю с удивительной девочкой 6 лет. Мы замечательно играем с игрушечными продуктами: собираем мороженое из шариков и вместе готовим салаты. Я обратила внимание, что, как только я пытаюсь добавить в наши рутины с едой кукол или животных, девочка сразу же просится в туалет. Если рутина связана только с едой, этого не происходит. Когда я отвожу ее в туалет, оказывается, что ей туда не нужно, поэтому мне кажется, что она просто старается уклониться от изменений в рутине. Эти походы в туалет отнимают у нас очень много времени. На прошлой сессии я пыталась игнорировать ее просьбы, поскольку она уже сходила в туалет раньше, однако девочка просто начала кричать и упала на пол. Как мне помочь девочке взаимодействовать со мной? Всего наилучшего!
Дорогая Пользовательница, сомневающаяся относительно избегающего поведения!
Вы провели настоящее расследование! Из вашего рассказа кажется, что девочка просится в туалет после нового шага более высокого предсимволического уровня, чтобы уклониться от такой игры. Когда вы будете создавать план для преодоления такого поведения, рассмотрите возможность добавить в вашу рутину с едой другие шаги уровня комбинации, чтобы сохранить этот игровой уровень управляемым. К примеру, попробуйте включить в рутину шаги уровня традиционной комбинации — допустим, набирать мороженое ложкой.
Кроме того, можно попробовать шаги уровня игры понарошку — например, изобразить, что вы подносите ко рту ложку с мороженым. Попробуйте также поискать более мотивирующих персонажей или фигурки для большей вовлеченности. Если девочка будет продолжать проситься в туалет, используйте понятный язык и придерживайтесь установленного ожидания относительно того, что сейчас время для игры. Попробуйте сформировать паттерн, где вы отводите девочку в туалет до начала сессии, потом вы играете, а после сессии вы снова ведете ее в туалет, если требуется. Чтобы помочь девочке понять этот паттерн, попробуйте использовать визуальное расписание. Покажите ей визуальное расписание, затем восстановите вовлеченность в рутину и продолжайте попытки расширения. Возможно, это займет некоторое время, но попробовать стоит! Желаем удачи!
JASPER
Дорогой JASPER!
Я работаю с маленькой девочкой, и мы сформировали просто замечательную рутину «Детский лагерь»! Однако у меня не получается расширение этой рутины после определенного момента. Мы начинаем с того, что сооружаем костер из коричневых кубиков, затем «разжигаем» его — помещаем сверху красные кубики. Затем мы изображаем, что поджариваем на прутиках зефир и помещаем его между крекерами — готовим сморы (зефирки-маршмеллоу, которые готовят на огне). Затем мы изображаем, что сами едим сморы и игрушечные фигурки тоже их едят. Мы очень успешно развиваем историю рутины до этого момента. У нас на выбор множество вариантов, чем заняться дальше, но девочка просто разбирает все построенное и начинает эту же рутину заново. Похоже, ей очень нравятся именно первые шаги этой рутины. Я хочу, чтобы девочке принадлежала ведущая роль в игре, однако мне хочется добавлять в рутину новые шаги, поскольку девочка комфортно себя чувствует в этой рутине. Я пытаюсь моделировать новые идеи и помещаю рядом с девочкой материалы для расширений, но она либо не обращает на них внимания, либо они ей просто неинтересны. Как мне помочь ей расширить рутину?
С уважением, Пользователь — вожатый в лагере
Дорогой Пользователь — вожатый в лагере!
Ваша рутина просто замечательная! Мы согласны, что пришло время для ее расширения, поскольку девочка без труда выполняет текущие шаги. Вот несколько идей, которые будут вам полезны. Во-первых, обратите внимание на время, когда вы изменяете окружение. Попробуйте добавить варианты материалов для расширений раньше, чтобы они были доступны еще до того, как вы закончите готовить сморы. В этом случае у девочки будут визуальные подсказки для новых шагов до того, как у нее появится возможность начать разбирать построенное. Во-вторых, выбирайте для расширения игрушки, которые можно использовать для понятных следующих шагов игры. К примеру, можно положить рядом хот-доги или рыбу — тогда вы сможете поджарить их на костре. Если своевременное изменение окружения не приведет к инициации новых шагов ребенком, попробуйте сами смоделировать игровое действие, прежде чем девочка вернется к шагу приготовления сморов. Кроме того, нам кажется, что в вашей рутине много вертикальных расширений, так что полезно будет добавить больше горизонтальных на предсимволическом уровне. К примеру, можно использовать треугольные кубики, чтобы построить палатки для кукол (физическая комбинация) и положить туда спальные мешки и подушки (традиционная комбинация). Можно добавить конфету на крекер смора или кормить игрушечные фигурки другого типа (вместо кукол взять специальные игрушки, которые можно кормить). Добавление горизонтальных расширений также может создать для вас способ двигаться дальше. Если этих стратегий окажется недостаточно, возможно, девочка слишком привязана к этому конкретному паттерну и действия становятся ригидными. В этом случае вам нужно сделать рутину более гибкой (например, начать с другого шага или изменить порядок шагов базы). Желаем удачи!
JASPER
Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов
Визуальная поддержка включает различные методы предоставления информации, опирающиеся на зрительное восприятие человека и помогающие представить визуально такие абстрактные категории, как время, последовательность действий, причинно-следственные связи. Визуальная поддержка помогает человеку быть самостоятельным, лучше концентрироваться и удерживать внимание, понимать социальные правила, успешнее учиться и более функционально взаимодействовать с людьми и средой.
Последовательность действий, которые всегда происходят одинаково и в одном и том же порядке. Рутины помогают ребенку контролировать ситуацию, чувствовать себя менее тревожно, оставаться в понятной и предсказуемой среде.
От англ. pattern – «образец», «шаблон», «система». Это набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий.