Как написать хорошую социальную историю?

11 January 2024

Чем социальные истории отличаются от простых инструкций? Каких речевых конструкций следует избегать при их написании? И для чего используют этот метод в работе с детьми с аутизмом?

Что такое социальные истории?

Социальные истории — это инструмент, обучающий детей с РАС социально приемлемому поведению, пониманию социальных норм и правил взаимодействия. В настоящий момент этот метод является самым известным среди группы вмешательств, основанных на повествованиях (story-based interventions). Другое название этой группы методов — социальные нарративы (social narratives). В нее входят различные приемы обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые включают в себя письменные описания и объяснения стратегий поведения, подходящих для тех или иных ситуаций. Помимо социальных историй к этой группе относятся такие методы, как социальные сценарии (social scripts), рисованные истории (cartooning), комиксы, нацеленные на развитие общения (comic strip conversations), карточки с героями (power cards), иллюстрированные книги социальных навыков (social skills picture books), социальные «разборы» (social autopsies) и др.

По своей форме социальные истории — это короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Тематика социальных историй может быть разнообразной: особенности социальных ситуаций и коммуникации, навыки личной гигиены и самообслуживания, правила поведения в общественных местах, управление собственным поведением и эмоциями, освоение нового распорядка дня и занятий и т. д. Широкое распространение метода и его популярность объясняются высокими результатами, достигнутыми за годы его практического применения (см. книгу Кэрол Грей в книге «Социальные истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом»). При подготовке и составлении социальной истории учитываются возраст, индивидуальные способности (например, умение читать, которое не стоит путать с гиперлексией) и интересы ребенка.

Для чего нужны социальные истории и из каких компонентов они состоят?

Главная цель социальной истории — предоставить ребенку всю необходимую и доступную информацию о новом для него явлении, улучшить понимание определенных ситуаций, а не сформировать новое поведение. Важно отметить, что данный метод не учит ребенка навыкам сам по себе и не применяется для коррекции поведения. Но с помощью этого инструмента можно учить ребенка некоторым социально-игровым навыкам: приветствовать других, правильно просить игрушку, предлагать поиграть, адекватно сообщать о желании завершить игру или общение, о своих эмоциях и так далее.

Как правило, социальная история состоит из коротких написанных предложений (чтобы при чтении разными людьми текст не изменялся) в сопровождении картинок (визуальная опора для детей). Она пишется от первого / третьего лица на один конкретный случай, событие или действие и читается перед началом описываемой деятельности или ситуации. В социальной истории не описываются варианты того, чего делать не нужно, а сразу предоставляется альтернатива. В конце социальной истории должна описываться награда, которая интересует ребенка.

При этом необходимо понимать, что метод социальных историй не универсален. Прежде всего он требует наличия определенных речевых навыков от читателей — они должны быть способны общаться предложениями, которые соединяют вместе различные идеи, т. е. уровень понимания обращенной речи или написанного текста должен присутствовать в достаточной степени, у ребенка должно быть сформировано понятие последовательности событий во времени.

Грамотно составленная социальная история должна включать описание следующих компонентов:

• Социальную ситуацию, которая является сложной для ребенка с РАС.

• Соответствующую реакцию, которая ожидается от ребенка в данной ситуации.

• Причину, по которой ожидается именно такая реакция.

• Положительный результат выбора такой реакции на человека и окружающих людей.

Какими правилами нужно руководствоваться при создании текста социальной истории?

Определить цель социальной истории

Очень важно понимать цель, лежащую в основе создания социальной истории. Она может быть разной: обучение навыкам или их закрепление, обучение поведению в определенных ситуациях, инструктаж при посещении нового для ребенка места и т. д.

Собрать данные

Перед составлением истории необходимо собрать данные об индивидуальных особенностях ребенка и о самой ситуации. Анализ этих данных позволит правильно задать тему истории, отобрать для повествования именно ту информацию, которая поможет ребенку сориентироваться и не испытывать дискомфорт.

Продумать структуру

Социальная история должна обязательно иметь название и четкую структуру. Вступление очерчивает выбранную тему , основная часть содержит дополнительные детали, а в заключении информация закрепляется и обобщается. Таким образом, история должна состоять минимум из трех предложений. Люди с РАС имеют известные сложности с восприятием текстуальной информации, поэтому четкое упорядочивание имеет существенное значение при составлении истории.

Содержание социальной истории должно отвечать на 6 вопросов, которые позволяют точно изложить последовательность событий:

  1. Местоположение (где? куда?).
  2. Время (когда?).
  3. Люди, имеющие отношение к сюжету (кто?).
  4. Важные детали (что?).
  5. Как именно проявляются основные виды деятельности или проявляется поведение (как?).
  6. Причины или мотивация, обосновывающие необходимость деятельности или поведения (почему?).

Эти вопросы важны для развития сюжета в правильном направлении, которое сделает историю действительно полезной для читателя. Они позволяют не упустить в тексте ту информацию, которая кажется очевидной и не требующей упоминания, но необходимой с точки зрения полноты и достоверности. В одном предложении могут содержаться ответы сразу на несколько вопросов, позволяя сделать описание экономичным и не использовать много лишних фраз. Эти вопросы помогают всего лишь в нескольких словах объяснить, кто участвует в ситуации, где и когда она имеет место быть, что именно происходит, каким образом и почему.

Рассмотрим социальную историю, написанную Кэрол Грей, где можно наглядно увидеть предложения, отвечающие на основные вопросы, и как это помогает выстроить повествование.

Социальная история «В музее нужно держаться вместе, чтобы не потеряться»

Я (кто?) иду в музей (куда?) вместе с моей семьей. Музей (что?) — это очень большое здание. Держаться вместе в больших зданиях (что?) — это разумно и безопасно (как?). Чаще всего «держаться вместе» (что?) означает «находиться близко друг к другу» (как?). Когда мы окажемся в музее, мы постараемся держаться вместе, потому что это разумно и безопасно (почему?).

Выбрать формат

Формат включает в себя особенности оформления текста и иллюстраций, расположение текста на странице, размер шрифта и т. д. При определении формата истории нужно ориентироваться на возраст и возможности читателей: чем младше дети, тем проще должны быть использованные предложения, а иллюстрации — подробнее и конкретнее (фотографии). Для детей дошкольного возраста в истории рекомендуется использовать от 3 до 12 предложений. Причем написать историю для детей сложнее, чем для взрослых — рекомендуется использовать только простые предложения без знаков пунктуации. Если это вызывает сложность, Кэрол Грей советует сначала написать полноценную историю, а затем сокращать и редактировать ее до тех пор, пока она не получится нужного формата. 

  • Одно предложение содержит только одну идею.
  • Используйте только простые предложения, по возможности без знаков пунктуации.
  • Не используйте сокращения и аббревиатуры.
  • Используйте преимущественно глаголы в активном залоге.
  • Располагайте только одно предложение на странице.
  • Делайте выравнивание текста по левому краю.
  • Используйте широкие поля.
  • Используйте как минимум полуторные межстрочные интервалы.
  • Используйте шрифт без засечек (например, Arial) размером не менее 16 кегля.
  • Числительные обозначайте цифрами (не «восемь», а «8»).
  • Нумеруйте страницы внизу справа.
  • Используйте увеличенные пробелы между словами.
  • Не обводите текст в рамку. Не используйте переносы в словах.
  • Выделяйте заголовки цветным или полужирным шрифтом.
  • Не используйте подчеркивания или курсив, для выделения используйте полужирный шрифт.
  • Не пишите слова целиком заглавными буквами.
  • Убедитесь в том, что во всем документе использовано единое форматирование текста.

Если выбранная вами тема слишком сложна для восприятия и не может быть уложена в короткий текст, содержащий не более 12 предложений, есть смысл создать несколько коротких историй, которые в совокупности раскроют ее. Если вы делаете историю, рассчитанную на подростков или взрослых людей, то можно использовать уже более длинный текст и более сложные предложения. 

Кэрол Грей также обращает внимание на такие принципы форматирования истории, как повторы, ритм и рифмы. По ее мнению, такие литературные приемы могут быть крайне полезны для читателей как элементы создания упорядоченной, предсказуемой среды и тем самым облегчить восприятие информации.

Выбрать иллюстрации

Как уже было сказано, основной вид иллюстрирования социальной истории — это фотографии. Они максимально понятны и реалистичны, а также наглядно раскрывают содержание текста. Поэтому, помимо уже предложенных выше рекомендаций по отбору фотоснимков, всегда задавайтесь вопросом: помогает ли данная фотография сделать содержание написанного предложения более понятным или же, наоборот, может его исказить? Правильно сделанные и отобранные иллюстрации должны усиливать доступность изложенного нами текста.

Соблюдать единый стиль и тщательно подбирать лексические средства

Кэрол Грей дает пять четких указаний по выбору стиля и лексических средств при составлении истории:

  • Повествование ведется от первого или третьего лица.
  • Интонация должна быть доброжелательной и ободряющей.
  • Повествование ведется в настоящем, прошедшем и будущем времени.
  • Слова и выражения используются в прямом значении.
  • Слова и выражения точно и однозначно передают смысл текстов.

Автор социальной истории должен использовать лексику, максимально точно передающую заложенный в ней смысл. Использование гипербол, сравнений и прочих выразительных лексических средств в истории не допускается. Также не следует использовать устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Необходимо выбирать только слова и фразы, которые не имеют двойного толкования. Допустимо использование метафор и аналогий, если читателю понятен их смысл.

Также в социальной истории желательно избегать слов с отрицательным значением и использование частицы «не». История должна вызывать положительные эмоции и давать эффективные стратегии поведения, а не описывать отрицательный опыт. Вместо предложения: «В музее я не буду трогать картины и заходить за заграждения», лучше написать: «В музее я могу рассматривать картины с безопасного расстояния. В этом помогают специальные заграждения».

Стоит избегать слов с двояким или неоднозначным толкованием, таких как «получить аудиогид», если аудиогид дается в аренду за определенную плату. Посетитель может воспринять слово «получить» буквально, то есть забрать в свое пользование навсегда и без оплаты. Поэтому процедуру приобретения аудиогида стоит описать более конкретно: «Здесь я могу на время взять аудиогид. Это стоит 200 рублей». Любые слова, которые могут быть восприняты читателем слишком эмоционально, вызвать тревожность или показаться подозрительными, должны быть заменены на более нейтральные и безопасные. Например, не стоит писать в истории про последнюю выставку, имея в виду только что закончившуюся предыдущую. Такая фраза может быть воспринята читателем как последняя выставка в истории музея вообще.

Соблюдение этих пяти факторов позволяет создавать тексты в поддерживающем и уважительном по отношению к читателю ключе. Эта доброжелательная и безопасная для читателя интонация крайне важна для Кэрол Грей и является одной из отличительных черт данного метода от других социальных нарративов.

Использовать описательные и направляющие предложения

• Описательные предложения (повествующие о том, что делают взрослые и ребенок в данной социальной ситуации; содержат только достоверную информацию о фактах внешнего или внутреннего мира, в том числе и неочевидные (мысли, чувства, культурные нормы и т. п.).

• Направляющие предложения (описывающие желаемое поведение ребенка).

Такие предложения мягко направляют поведение читателя за счет описания эффективных реакций читателя или его окружения. Допустимо применение трех типов направляющих предложений:

  1. Предложения, в которых описаны ожидаемые желательные реакции в той или иной ситуации: В художественном музее я могу рассматривать картины или скульптуры. Если я устану, я могу присесть на скамейку.
  2. Предложения, которые задают направление действиям родителей или сотрудников, призванных оказать помощь читателю: В музее есть люди, которые могут мне помочь найти кассы, гардероб, выход, кафе, дорогу.
  3. Самонаправляющие предложения, которые составляет сам читатель в процессе обсуждения прочитанного. Такие предложения помогают обобщить содержание истории: В музее много залов. Я могу_______ (посмотреть все или часть из них).

Ключевой особенностью при написании социальной истории является соотношение описательных и направляющих предложений. Правильная история всегда больше описывает, чем наставляет. 

В некоторых социальных историях целесообразно использовать фразу «это нормально». Она обычно следует за описанием неожиданной, нежелательной или некомфортной ситуации. Эта фраза означает, что даже если ситуация оказывается иной, чем ожидает человек, она должна произойти или произойдет в определенном виде или определенным способом, и даже если ситуация может быть неожиданной, нежелательной и некомфортной — она безопасна. «Иногда в школьной столовой может быть очередь, и мне придется ждать. Это нормально».

Сохранять доброжелательную интонацию

Доброжелательная, ободряющая интонация социальной истории должна сохраняться в любом случае, даже когда речь идет о проблемных ситуациях. Поэтому использование первого лица недопустимо, когда речь касается нежелательного поведения. Нельзя написать: «Мне сложно стоять и ждать своей очереди». Вместо этого лучше сказать: «Многим людям сложно стоять и ждать своей очереди». Здесь важно дать информацию, которая поможет ребенку вести себя более эффективно: «Если стоять спокойно, всем людям в очереди ждать будет легче».

Помнить о том, что социальные истории должны отличаться от простых инструкций

Именно поэтому повествование никогда не ведется от второго лица, что сразу придает тексту директивный характер. При этом в одной истории могут быть использованы предложения с использованием и первого, и третьего лица.

Здесь очень важно соблюдать баланс и не допускать никаких предположений, если мы пишем истории от первого лица. Например, фраза«Я очень люблю ходить в музей» однозначно не будет соответствовать действительности, в случае когда мы не знаем мысли и чувства всех наших потенциальных посетителей (однако такая фраза может быть использована, если историю пишет родитель и он хорошо знает своего ребенка и его интересы). Корректнее будет преподнести эту информацию от третьего лица: «Многие люди любят посещать музеи». Также при написании истории можно руководствоваться возрастом ребенка: чем он младше, тем больше предложений от первого лица будет в истории. Чем старше ребенок, тем больше там будет пояснений и, соответственно, использований третьего лица.

Финализировать текст социальной истории перед его использованием

Просмотрите еще раз, не содержит ли ваша социальная история оценивающую лексику или фразы, описывающие негативный опыт читателя. Следует исключить такие слова, как «следует», «не должен», «должен», «плохой», «непослушный», «неуместный» и т. д. Все, что может понизить самооценку ребенка и заставить его чувствовать себя дискомфортно, должно быть удалено из текста. Учитывайте буквализм восприятия и избегайте использования выразительных лексических приемов и слов с неоднозначным значением, а также сложной терминологии. Внимательно просмотрите примеры социальных историй, которые приводятся в книге Кэрол Грей, если у вас есть сомнения в правильности составления текста.

Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов

Гипертрофированная способность человека к развитию навыков чтения и письма (обычно наблюдается в раннем возрасте). Часто сопровождается заниженной способностью к развитию разговорной речи, непониманием прочитанного.

перейти в глоссарий

Метод работы с социальным поведением, помогающий объяснять детям с РАС и другими нарушениями развития повседневные ситуации, которые могут вызывать у них затруднения.

перейти в глоссарий

РАС / расстройство аутистического спектра / атипичный аутизм / синдром Каннера / синдром Аспергера / детский аутизм / РДА / ASD


Расстройство развития, диагностическими критериями которого являются выраженные трудности в социальной коммуникации и социальном взаимодействии, а также существующие трудности в обработке сенсорной информации и повторяющееся или ригидное поведение (определение DSM-5). Аутизм – спектральное расстройство, это означает, что у всех людей с аутизмом есть похожие трудности, но аутизм влияет на них по-разному. У некоторых людей с аутизмом есть сопутствующие проблемы с тем, как они учатся и усваивают информацию, проблемы с психическим здоровьем или другие сопутствующие состояния, а это означает, что все эти люди нуждаются в разных уровнях поддержки. Все люди, находящиеся в спектре аутизма, могут учиться и развиваться. На сегодняшний день считается, что аутизм – это нарушение в развитии, им нельзя заразиться или заболеть и от него нельзя исцелиться. При правильной поддержке всем людям с РАС можно помочь жить более полноценной жизнью.

перейти в глоссарий

читайте также

подпишитесь на нашу рассылку

Следите за нами в соцсетях

© 2023 Фонд «Обнажённые сердца»

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari