Оценка игровых и социальных навыков при помощи VB-MAPP

Существует миф, что дети с аутизмом не хотят или не любят играть и общаться с другими людьми. На самом деле все наоборот: чаще всего ребенок не играет, не общается или общается непривычным для нас способом, потому что не умеет это делать. Задача специалистов – помочь ему, проведя оценку, определив цели вмешательства и внедрив адекватную программу.

Чтобы оценить уровень развития социальных и игровых навыков ребенка, можно использовать Программу оценки и определения вербальных поведенческих вех (VB-MAPP). Этот инструмент опирается на логику типичного развития детей и содержит подробное описание каждого из трех возрастных этапов: от 0 до 18 месяцев, от 18 до 30 и от 30 до 48.

В возрасте 0–18 месяцев:

• Ребенок улыбается, когда слышит знакомые голоса

• Смотрит на лица знакомых людей

• Поворачивается в сторону людей или устанавливает зрительный контакт со знакомыми людьми

• Для коммуникации использует зрительный контакт

• Улыбается или смеется во время физической игры

• Участвует и улыбается во время взаимной социальной игры (ладушки, прятки)

• Привлекает внимание взрослого посредством взгляда, звуков или жестов (указывает пальцем)

• Показывает жестом желание, чтобы его взяли на руки или поиграли с ним

• Берет желаемый предмет у взрослого

• Положительно реагирует на приближение других детей

• Отвечает на приветствие других, поддерживает зрительный контакт

• Спонтанно устанавливает зрительный контакт с другими детьми

• Приближается к другим детям после подсказки взрослого

• Стоит близко к другим детям во время групповой активности, если это соответствует требованиям ситуации

• Показывает движение рукой «пока-пока» после подсказки

• Играет в обществе других детей, игра при этом может быть параллельной (один ребенок играет с паровозиком, другой строит из лего)

• Спонтанно следует за сверстниками или имитирует их моторное поведение (например, идет за сверстником в игрушечный домик)

В возрасте 18–30 месяцев:

• Ребенок смотрит на сверстника, когда тот говорит

• Играет в догонялки со сверстниками, при этом может водить (догонять) после подсказки взрослого

• Сидит вместе со сверстниками во время группового занятия (например, музыкального), не нарушая дисциплину

• Участвует в подвижной игре со сверстниками (например, скатывается с горки) после подсказки взрослого

• Спонтанно имитирует различные элементы поведения сверстников

• Вступает по собственной инициативе в физический контакт со сверстником

• Обращается к сверстнику с просьбой после подсказки взрослого

• Спонтанно присоединяется к игровой деятельности других детей

• Спонтанно предлагает сверстнику привлекательный предмет

• Спонтанно обращается с просьбой к сверстникам (например, «Моя очередь», «Покачай меня», «Смотри!», «Пойдем» и т. д.)

• Спонтанно приветствует других взмахом руки или словами

• Спонтанно имитирует действия сверстника с предметами

• Спонтанно повторяет слова сверстника

• Играет со сверстниками в социальную игру – без перерывов, без подсказок или поощрений со стороны взрослых

• Спонтанно повторяет действия сверстника, который собирает конструкцию из игрушек или других предметов

• Откликается надлежащим образом на просьбы сверстников дать предмет

• Надлежащим образом реагирует на просьбы сверстников совершить действие

• Реагирует на просьбы сверстников прекратить действие

• Спонтанно просит о помощи взрослых

В возрасте 30–48 месяцев:

• Ребенок участвует в совместных действиях с подсказками взрослого

• Социально приемлемым способом общается к сверстникам с просьбой прекратить нежелательное поведение

• Спокойно ждет своей очереди поиграть с привлекательным предметом

• Принимает предложение присоединиться к социальной игре со сверстником

• Обращается к сверстнику с вопросами, используя полные предложения с вопросительными словами: «Где лопатка?», «Как тебя зовут?»

• Спонтанно сотрудничает со сверстником для достижения определенного результата (например, один ребенок держит ведро, пока другой наливает в него воду)

• Спонтанно имитирует поведение сверстника в ходе сюжетно-ролевой игры

• Если кого-то из сверстников нет, ребенок спонтанно спрашивает: «Где Вася?»

• Спонтанно обращается с вопросом «Что он делает?» относительно непонятного или непривычного поведения сверстника

• Спонтанно обращается с вопросом «Кто это?» при появлении незнакомого человека

• Ребенок выделяет кого-то из сверстников, проводит с ним больше времени, играет чаще, чем с другими. Можно сказать, что у ребенка есть лучший друг

• Участвует не менее чем в 3 диалогах со сверстником

• Спонтанно обращается к своим сверстникам с просьбой, используя вопросительные предложения (например, «Куда ты едешь?», «Что это?», «Кто ты?»)

• Спонтанно использует слова «спасибо» и «пожалуйста» в разговоре со взрослыми и сверстниками

• Вступает в диалог со сверстником

• Следует указаниям сверстника во время социальной игры

• Дает указания сверстнику во время социальной игры

• Спонтанно предлагает привлекательный предмет сверстнику, делится угощением

• Вербально реагирует (интравербальные реакции) на 5 различных вопросов или утверждений со стороны сверстников (например, отвечает на вопрос: «Во что поиграем?»)

• Участвует в социальной игре, которой руководит сверстник (например, играет в «Море волнуется раз»)

• Спонтанно спрашивает имя нового или незнакомого ребенка

• Играет по очереди и делится привлекательным предметом со сверстниками без подсказок

• Смеется или улыбается в ответ на шутки сверстника

• Задает вопросы сверстнику о его интересах

• Участвует в социальных играх с воображением при участии сверстников в течение 5 минут без подсказок со стороны взрослых (например, играет в переодевание, изображает сюжеты из фильмов, играет в дочки-матери)

• Вступает в диалог со сверстником, состоящий как минимум из 3 фраз

• Вступает в диалог с 2 и более сверстниками

• Имитирует действия сверстника, который играет с привлекательным предметом

• В течение как минимум 10 секунд слушает сверстника, который рассказывает историю

• Сочувствует сверстнику, когда тот обижен, жалеет его

• Обсуждает со сверстником, когда можно будет поиграть с новой, привлекательной игрушкой

• Участвует в диалоге со сверстниками, произнося 4 фразы на 1 тему, при этом в репертуаре ребенка 5 различных тем (например, дети на все лады обсуждают то, как они делали ручей в песочнице)

В руководстве к пособию VB-MAPP подробно описано, как правильно проводить оценку игровых и социальных навыков, обрабатывать результаты наблюдений и формулировать задачи поведенческого вмешательства. Цели индивидуальной программы ребенка должны быть реалистичными и достигаемыми, соответствовать его уровню развития. Так, например, обучение навыкам участия в совместной игре и диалогах со сверстниками в возрасте 3 лет часто приходится начинать с самых простых вещей: например, развития умения спокойно (без нежелательного поведения) находиться в группе сверстников.

Какой уровень сложности игры в настоящий момент доступен ребенку? Это можно определить, обратившись к классификации, предложенной Конни Казари:

• Простая игра – исследование объектов и их функций (игры «ку-ку», «по кочкам», игры с водой, мыльными пузырями, воздушным шариком, догонялки, песенки-потешки, скатывание предмета с горки, перекладывание предметов из большого контейнера, музыкальные игрушки с кнопками).

• Презентация – игра, основанная на соотнесении похожих предметов, узоров, фигурок, создании картинки или какой-либо конфигурации по образцу (например, пазлы, выкладывание узора из мозаики по контуру, пирамидка).

• Комбинаторная игра включает осмысленное комбинирование объектов: составление и выстраивание предметов по категориям (стул и стол, еда и посуда), простые постройки из кубиков или конструктора.

• Предсимволическая игра включает имитацию знакомых действий с участием людей или объектов (игра понарошку, простые знакомые действия с фигурками и куклами: купание, кормление, мытье, перевозка, помещение фигурок в домик).

• Символическая игра включает использование объектов репрезентаций (игры, требующие воображения, когда фигурки выполняют действия из жизни людей или разные предметы выполняют функцию замещения: кубик – это телевизор, ладошка – это телефон; разыгрывание историй по ролям).

Комплексная оценка игровых и социальных навыков помогает корректно поставить задачи поведенческого вмешательства, подобрать необходимые материалы, игры и игрушки, чтобы начать работу с ребенком.

Программа для тестирования навыков ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), разработанная в 2008 году Марком Сандбергом. Активно применяется в практике прикладного анализа поведения для оценки и развития навыков у дошкольников с РАС. Программа переведена на иностранные языки (включая русский) и используется в разных странах мира.

перейти в глоссарий

читайте также

подпишитесь на нашу рассылку

Следите за нами в соцсетях

© 2023 Фонд «Обнажённые сердца»

Сделано в Charmer

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari